Тканые полотенца и скатерти

Истоки народных традиций ткачества полотенец и скатертей теряются в далекой древности и по этой причине имеют важное значение в нашей общей общественной культуре.
Как правило, тканые полотенца и скатерти имеют орнаментное заполнение по всей плоскости ткани и поэтому представляют научный интерес для исследователей. Ведь орнаментика является важным информативным источником, таящим в себе древние духовные и мировоззренческие знания ее подлинников, то есть наших предков. Переоценить значимость орнаментов в народном искусстве нереально.

                                              Народное творчество

Народное ткачество полотенец и скатертей чрезвычайно богато и разнообразно. В до промышленную эпоху домашний ткацкий промысел был распространен повсеместно, и поэтому до настоящего времени сохранилось большое количество аутентичных памятников, как в частной собственности, так и в музейных коллекциях, что дает отличную возможность исчерпывающего обследования и научного исследования этой области народного художественного творчества.

                                              Орнаментные традиции

Почему полотенца и скатерти имеют тождественное орнаментирование? Очевидно, что имеют родственную обрядовую функцию, ведь скатерть имеет форму значительно более широкого полотенца. То есть, скатерть есть то же – полотенце, предназначение которого покрывать стол. Функциональное родство скатерти и полотенца, очевидно, сформировалось в первобытные времена бытия этноса. Весомым аргументом для подтверждения этого предположения являются орнаментные традиции. Как правило, мастер-ткач использовал одну и ту же устоявшуюся орнаментную традицию при изготовлении и полотенца и скатерти. Это важный факт, подсказывающий нам, что и скатерть, и полотенце основываются на родстве обрядовой функции.

                                  Техническая сторона ткачества

Для осмысления художественного и технологического уровня, домашнее ткачество МК, следует затронуть техническую сторону этого древнего народного промысла. Изготовление простого полотна обеспечивало горизонтальный ткацкий станок на две подножки, то есть двумя подножками поочередно менялось положение нитей основания, чем обеспечивалось равномерное поочередное переплетение нитей и основания. Полотенца, которые мы рассматриваем, производятся на таком же ткацком станке, но имеющем 12 подножек, где каждая подножка регулирует положение определенной группы нитей основания. Само умение мастера оперировать подножками позволяет творить орнаментальный узор тканого полотенца. К этому добавим еще умение мастера-ткача оперировать цветными нитями ткань, ведь вытканное узорное полотно полотенца пронизывает параллельное цветовое наполнение.

                                             Содержание рисунка

Итак, орнаментная система полотенца имела сложное построение рисунка и скрытое сакральное содержание. Таинственность сакрального содержания обеспечивалась знаково-символьными элементами, имеющими определенное значение, то есть несут определенную информацию. К сожалению, исследователи до сих пор не могут с определенностью трактовать орнаментные символы и знаки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
OnKazan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: