Живопись — мать перспективы.
Леонардо да Винчи.
Перспектива! Над сокровенными ее законами размышляли выдающиеся художники многих поколений, ей отдали годы труда математики прошлого. Не раз откладывали в сторону свою волшебную кисть великие живописцы, столкнувшись с очередной загадкой перспективы, и обращались к изучению весьма далеких, казалось бы, от изобразительного искусства проблем геометрии световых лучей.
Удастся ли автору выбрать ясные и наглядные примеры, раскрыть наиболее доступными средствами загадку многих столетий хотя бы в самых общих чертах? Тема слишком интересна, слишком важна, чтобы попросту обойти ее в книге, посвященной методам проекций.
Можно ли остановить отважного альпиниста, преодолевшего опасные кручи и обрывы, перед тем как ему предстоит достигнуть сияющей вершины? Нет, у читателя, который преодолел большую часть этой книги, быть может, не раз спотыкался на ее «ухабах», хватит сил добраться до вершины. .
.
В учебниках по начертательной геометрии раздел перспективы излагается обычно в заключительной части, как бы запершая всю сумму знаний о построении проекционных изображений решением наиболее сложной задачи. Между тем учение о перспективе родилось раньше теории комплексного чертежа и аксонометрии. Произошло это потому, что потребность в знании законов перспективы ощущали художники прошлого, которые стремились правильно передавать окружающее на своих полотнах, передавать так, как его видит человеческий глаз. В те годы некому было предъявить спрос на теорию упрощенных изображений, которыми мы пользуемся в технических чертежах. Еще не было промышленности, не было техники, кото-Рая испытывала бы потребность в таких изображениях. Качественная скупка картин по этой ссылке.
Пещерные рисунки первобытных людей в этом смысле были ближе к проекциям ор. тогонального чертежа. Предмет (животное) изображался в наиболее удобном положении, когда перспективные сокращения не проявляются. Несколько иной характер имели изображения, к которым прибегали многие народы Древнего Востока. В учебнике древней истории мы видим, например, рисунки египтян, найденные на гончарных изделиях, на каменных плитах, фасадах зданий, на предметах домашнего обихода, на папирусах.
Как поступал художник тех времен? Желая изобразить уходящие в глубину ряды людей, он помещал их один над другим.
Фигуры людей располржены фронтально, но головы повернуты неизменно в профиль. Эта особенность становится традиционной для древнеегипетских рисунков.
Заметьте, что фигуры, расположенные выше (а значит, и дальше) изображаются, художником, как правило, без уменьшения чих размеров. Даже самые наглядные особенности перспективы, несомненно подмеченные художником, не переносились им на изображение. Видя глазами эти явления, художник как бы отказывался постичь их разумом, согласовать их с законами здравого смысла.
Но взгляните на рисунок ребенка. И для него характерны некоторые черты, присущие рисункам древних. И ребенок предпочитает изображать все фигуры в одном повороте, помещать их одну над другой, если хочет выразить их взаимное расположение в пространстве. Он не в силах справиться с многоплановостью рисунка и остальное дополняет своим воображением. И тот и другой — рисунки человеческого детства.