(Часть 1) Образование Киевского государства, во второй половине IX в., явившееся важнейшим периодом в истории Украины, сопровождалось формированием феодального права. Характерно, что восточные славяне перешли от первобытного строя к феодальному, минуя рабовладельческий. Первым источником права Киевской Руси, как и других стран, были обычаи, сложившиеся в процессе сожительства людей и вошедшие в привычки, быт и сознание определённых групп людей или всего населения. Начиная с X в. появляется княжеское законодательство. Особенное значение имеют уставы князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Важнейшим памятником права Киевского государства является»Русская Правда», сохранившая своё значение и в последующие периоды истории. А заказать памятник вы сможете перейдя по ссылке.
Первоначальный текст»Русской Правды», составленный в 30-е годы XI в. и известный в науке под названием»Правда Ярослава», до нас не дошёл. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине XI в. существенно дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичсй. В настоящее время известно 106 списков»Русской Правды», составленных в XI1I-XVII вв., которые принято делить на три редакции — краткую, пространную и сокращённую. Каждая из редакций отображает определённые этапы развития феодализма в Древней Руси. На развитие права Киевского государства ощутимо повлияло введение в 988 г. христианства. Церковь начала применять различные нормы канонического, то есть церковного, права и прежде всего византийского, которое сложилось на основе римского рабовладельческого права, приспособленного к нуждам феодального развития. Древнейшими памятниками церковного права были церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.
Церковные уставы позволяют проследить становление христианской церкви в государстве. Они закрепляли привилегии служителей церкви на»десятину»- десятую часть доходов, которую платило зависимое населенна церкви: Сначала десятина взималась на строительство и содержание Десятинной церкви в Киеве, а позже приобрела характер повсеместного феодального налога, собираемого церковными учреждениями. В статьях»Русской Правды»говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество — лошадей, средства производства и др. Известны такие виды договоров: мена, купля-продажа, заём, поклажа, личный наём. Наиболее полно был регламентирован договор займа, что явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против, ростовщиков. Объектами займа выступали не только деньги, но и хлеб, мёд.