Музыка и танцы

К музыке, как и к танцам, римляне относились с настороженностью, в отличие от греков, которые даже выделили определенное время в образовательной программе для этих видов искусства. Римляне приписывали им развращающее влияние. И даже проэллинистически настроенный Сципион Эмилиан противился направлению состоятельными людьми своих отпрысков в танцевальные школы. Также обстояло дело и с поэзией: ей восхищались, но писать стихи полагалось рабам. Зато музыка, как светская, так и духовная, играла большую роль в жизни римлян. У богатых римлян (благородных или нет) праздничный обед был немыслим без музыки и танцев. Знаменитые танцовщицы из Гадеса сладострастными жестами продлевали удовольствие от трапезы. Но в то же время все порицали Нерона, когда он сам участвовал в этих представлениях. И только в эпоху империи стали устраивать музыкальные конкурсы, а Домициан построил Одеон, первый в Риме концертный зал для проведения музыкальных состязаний. А сейчас, аренда зала в Москве как и организация концерта — весьма простое дело.

Музыка была вездесущей, она звучала на религиозных церемониях и в театре. Под аккомпанемент флейты (tibia) римляне молились, приносили жертвы, устраивали различные праздники и процессии, умирали и женились, заимствовав этот обычай у этрусков. Музыкальные инструменты очищались во время религиозного праздника Tubilustria, который отмечали 23 марта. В Риме долго помнили забастовку (311 г. до н.э.) флейтистов, парализовавшую всю религиозную жизнь Рима. Ударные инструменты пришли в Рим с Востока вместе с культами богов (например, культ Кибелы). Сирийские жрецы в шафранного цвета одеяниях продвигались по улицам Рима, танцуя под тамбурин, и бились в конвульсиях, впадая в транс. Музыка постоянно звучала и в театре, сопровождая пьесы, частично исполнявшиеся речитативом cantica. Со временем текст вообще перестал играть хоть какую-то роль, и в период империи его вытеснила пантомима, в которой доминировали музыка, танцы и зрелищные элементы. Цирковые выступления часто проходили под мощный аккомпанемент водяного органа.

Струнные инструменты (цитра, лира) сопровождали поэтические декламации. А трубы различной формы (тубы, букцины, рожки) использовались военными в духовых оркестрах. Танцы исполнялись под звуки флейты и ударных инструментов — тамбуринов, кимвалов и т.д.

Танцам римляне уделяли гораздо меньше времени, но они занимали определенное место в религиозной и военной жизни. Танец под бряцание оружия — bellicrepa saltatio исполняли в память о похищении Ромулом сабинянок. Самым известным и любимым римлянами был военный танец-игра tripudium братства салиев. Во время праздников в марте и октябре входившие в это братство молодые люди из благородных семей исполняли его, следуя ритуальным маршрутом, останавливались в определенных местах и, ударяя по небольшому щиту мечом, танцевали tripudium. Это был воинственный ритмичный танец в три такта (два сильных, один слабый). Наконец, не будем забывать и о музыкальности латинского языка, о роли восприятия на слух литературных текстов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
OnKazan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: