Коррозия — главный враг трубопроводов, но не в том случае, если у Вас полиэтиленовая труба. Особенно если по ним транспортируется обводненная нефть или высокоминерализованные сточные воды. Первые свищи в таких магистралях появляются через 2-4 года после начала эксплуатации, а там, где скапливается агрессивная жидкость, неприятностей можно ждать уже через 3-6 месяцев.
Решить проблему можно, используя стальные трубы с внутренними полимерными покрытиями либо коррозионностойкие трубы из высокопрочного чугуна. Но при сварке стальных труб полимерное покрытие обгорает и антикоррозионный эффект сво¬дится к нулю. Чугун же, как известно, сваривать нельзя. Наиболее перспективный способ соединения таких труб — склеивание. При этом требования к клеям весьма высоки: ведь места соединений труб постоянно испытывают высокое внутреннее давление и не должны терять прочность и герметичность в ходе эксплуатации.
Для получения прочных и герметичных клеевых соединений труб необходимо было обеспечить минимальную величину зазора между склеиваемыми поверхностями. Самым эффективным оказалось склеивание их с помощью металлических муфт, установленных с зазором и затем подвергавшихся обжатию в процессе сборки трубопровода, Это позволило получить и необходимую толщину клеевого слоя и наиболее удобную форму соединения чугунных труб.
Проведенные на промыслах натурные испытания, где в качестве агрессивной среды по склеенным трубопроводам транспортировалась обводненная высокосернистая нефть и высокоминерализованная сточная вода, показали высокую работоспособность и надежность соединений.
Методом склеивания был произведен монтаж опытных трубопроводов на пред¬приятиях производственных объединений «Башнефть» и «Татнефть». В качестве клея применяли эпокситиоколоеый компаунд марки К-153, наполненный алюминиевой пудрой и отверждаемый полиэтиленполиамином. Это недефицитный материал, выпускаемый российской химической промышленностью. В ходе гидравлических испытаний ни в одном из соединений течи не обнаружено. Оба трубопровода успешно эксплуатируются.