На небольшом участке дороги, что лежит в стороне от шоссе, идущего из Душанбе в направлении Варзобского ущелья, шумно и необычно многолюдно. На мосту через речку Душанбинку узбекский режиссер Пулат Файзиев («Тайна пещеры Кениюта», «Возвращайся с солнцем», «Семург») репетирует сцены, которые станут кадрами его новой картины «Совесть», создаваемой иа «Таджик-фильме» по сценарию Е. Смирновой. Идет первый день съемок.
Торжественные звуки карнаев, старинных народных музыкальных инструментов, возвещают начало церемонии открытия моста. Старик Асрор разрежет традиционную ленточку, и по новому мосту пройдут строители, за ними двинется колонна тяжелых грузовиков. Уже здесь актеру Н. Рахимову, исполняющему роль садовода из маленького горного кишлака, предстоит передать двойственность чувств, охвативших мудрого и доброго аксакала: мост — начало дороги к большой стройке; дорога очень нужна людям, но она должна пройти через горный кишлак, мешающий строителям, и, стало быть, дни древнего селения сочтены. Так же, смотрите больше про фильмы 2016 года смотреть онлайн по этой ссылке.
Как поступить с этим кишлаком, случайно оказавшимся «на трассе»? С такого вроде бы простого вопроса начнется принципиальный спор, определяющий основной конфликт произведения. Главные участники спора — заслуженный строитель инженер Султанов и его молодой ученик Азиз.
Да, с точки зрения специалиста, проект Султанова безупречен. Азиз это прекрасно понимает. Но его тревожит другое: ведь для жителей кишлака старое селение не только место, где они живут, здесь земля отцов. На земле этой жили поколения замечательных тружеников, мастеров, в совершенстве познавших тайны гончарного ремеслу, и поныне процветающего в кишлаке. На земле »той старый Бобо Асрор кропотливо трудится для будущего — выводит особые сорта винограда и яблок для горных садов Средней Азии.
Так производственная необходимость обнаруживает свое противоречие нравственным — да и не только нравственным — аспектам проблемы. Азиз, человек современный, влюбленный в народное искусство, знающий цену вековому народному опыту, не может примириться с этим. Он предлагает поправку к проекту, которая поможет спасти кишлак.
Султанов и Азиз не противопоставлены друг другу, скорее они один другого дополняют. «Конфликта поколений», столкновения «новатора с консерватором» нет и в помине! Азиз — это как бы молодость Султанова, и а то же время образ вбирает черты, свойственные лучшей части нынешней молодежи, прежде всего пытливость, широкий, непредвзятый взгляд на мир, отрицание моральных компромиссов. Так что не случайно Султанов сам согласится с доводами молодого коллеги и разработает детали взрывной операции, рискованной и сложной, но позволяющей пробить дорогу через горы, сохранив кишлак.
— Мы хотели сделать фильм, — говорит режиссер П. Файзиев, — о высоком понимании человеком ответственности за свое дело, о широком смысле таких понятий, как чувство долга и совесть, в наше время.