Франчайзинг предлагает испытанные, проверенные в деле «рецепты бизнеса», которые можно применять многократно на различных франчайзи. При этом франчайзор делится с франчайзи своим опытом — позитивным и негативным, — предоставляя ему структуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессе функционирования. Именно поэтому иметь франшизное предприятие предпочтительнее, чем независимое: у франчайзи есть возможность начать новый бизнес, в том числе на базе своего, избежав большинства ошибок и, таким образом, сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело, проще говоря, пойти по протоптанной дороге.
Любая компания, работающая на открытом рынке, в процессе своего развития переживает ряд этапов. Они общеизвестны: разработка и вывод на рынок нового продукта, получение «рыночного признания» и экстенсивное увеличение рыночной доли на локальном рынке, интенсивное распространение продукта, резкий рост рынка сбыта, выход продукта на национальный уровень. Многие российские фирмы испытывают сложность при переходе на последний из обозначенных этапов. Между тем, существует несколько моделей решения этой проблемы. Одна из них — запуск собственного франчайзингового проекта.
Среди основных плюсов франчайзинговой системы развития по сравнению с известными альтернативами (развитие собственных предприятий и M&A) фигурирует известная троица: франчайзинг эффективно решает проблемы денег, времени и кадров.
Если подробнее, для франчайзора такая система бизнеса дает следующие плюсы:
- получает доход с роялти и паушального взноса
- может монетизировать свою интеллектуальную собственность
- не тратит деньги на открытие новых точек, поскольку чаще всего эти затраты на франчайзи
- развивает бизнес быстрее, чем при открытии собственных филиалов
- активно распространяет узнаваемость бренда
- совершенствует свою бизнес-модель благодаря опыту франчайзи (особенно в других регионах и городах с меньшим или большим населением)
- получает оптимальное соотношение дивидендов и рисков сравнительно с другими способами стратегического развития — огранического роста и M&A
Франчайзи также имеет свои выгоды от покупки франшизы:
- может работать под вывеской известного бренда, большой плюс для старта
- имеет мало рисков при запуске, поскольку работает по готовым технологиям
- получает от франчайзора консультацию и всестороннюю помощь в ведении бизнеса
- не ищет поставщиков, так как у франчайзора уже есть готовый список контрагентов. Еще франчайзор сам иногда закупает оборудование или полуфабрикаты на всю сеть по оптовым ценам***